Речевые нарушения у детей

Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Нарушения речи – это отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и социальной адаптации ребенка.

Детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, заикаются, имеют бедную и однообразную речь.

Среди причин, вызывающих нарушение речи, различают биологические и социальные факторы риска.

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (нейроинфекции, травмы и т.п.):

— Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга) плода – причины ее могут быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, повышение артериального давления, соматические заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы);
— Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция);
— Травмы, полученные матерью во время беременности, падения, ушибы;
— Несовместимость крови матери и плода;
— Нарушения сроков вынашивания плода;
— Курение;
— Алкоголь;
— Наркотические средства;
— Прием лекарственных препаратов;
— Наследственная предрасположенность, генетические заболевания – по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т.е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причи у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызывать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).

Речь дошкольника не совершенна, и перечисленные неблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В детском возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развтия речи:

— В 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
— В 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга;
— В 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.

У каждого малыша свой индивидуальный темп обучения. Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев. Если в два года малыш не лепечет или не произносит хотя бы несколько слов, а в 3 года не говорит фразы – это серьезный повод для беспокойства.

Задержка развития речи –означает, что при нормальном развитии интеллекта и хорошем понимании речи окружающих у малыша запаздывают сроки появления речи. Начав говорить, такой ребенок быстро догоняет своих сверстников. Ребенок с темповой задержкой развития речи может начать говорить совершенно неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Однако, многим детям нужен «пусковой толчок», чтобы они начали говорить. Таким стимулом могут стать игровые занятия в группе со сверстниками, которые уже умеют говорить, занятия по развитию речи у логопеда. Не стоит терпеливо ждать, когда ребенок заговорит самостоятельно. Лучше проконсультируйтесь со специалистами: они дадут вам полезные рекомендации, как преодалеть задержку развития речи ребенка.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
При заикании у ребенка наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной нервной системой в возрасте от двух до пяти лет.

Дислалия – это наиболее простой и распространенный вариант, когда нарушено произношение отдельных звуков. Занятия с логопедом достаточно быстро устраняют такой дефект. Логопед на занятиях «учит мышцы языка и губ» определенным комбинациям для произнесения определенного звука.

Дизартрия возникает, если у ребенка нарушена иннервации периферического речевого аппарата (язык, небо, кубы). Это тяжелое состояние, при котором, кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушение тонуса речевого аппарата, может быть слюнотечение, нарушение громкости, ритма, интонации голоса. Дизартрия обычно бывает при тяжелых неврологических заболеванях, таких как ДЦП и других органических поражениях мозга. Однако у детей нередко бывает стертая дизартрия, и ее бывает сложно отличить от дислалии. Но исправление звукопроизношения при стертой дизартрии намного труднее, чем при дислалии. И в этом случае необходимо подключение невролога для проведения специального лечения.

Моторная алалия связана с поражением определенных речевых центров головного мозга. При моторной алалии ребенок к 1,5 годам часто не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает взрослых. Ребенок растет, но его речь развивается значительно хуже, хем у сверстников (словарный запас бедный, много ошибок при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение). При данной проблеме, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае у ребенка будут трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.

Сенсорная алалия – речь ребенка не развивается из-за того, что он не понимает обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл. Такое состояние возникает при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, могут заучивать простые стишки, говорить короткими предложениями, но часто не понимают смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как этих нарушений не видно на бытовом уровне, а при поступлении в школу, эти нарушения выявляются. Эти нарушения нужно отличать от умственной отстатости, снижения слуха и прочее. Такие дети требуют обязательного наблюдения у невролога, занятий с логопедом-дефектологом, пройти консультацию у сурдолога и детского психиатра.

Афазия – нарушение речи возникли после перенесенного заболевания или травмы. У детей афазия встречается редко, но всегда в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи требуются экстренная консультация невролога.

Реактивный мутизм – это немота, возникшая у ребенка, владеющего речью, как невротическое проявление, так же могут начинаться и психические заболевания.

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, нарушения слуха.

Речь играет огромную роль в развитии и формировании личности ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций резко ограничивается круг общения ребенка, а значит, снижается количество получаемой информации, не развиваются коммуникативные навыки, страдает и эмоциональная сфера. При поступлении в школу возникают проблемы обучения. чтения и письма. Таким образом, правильное развитие речи является очень важным фактором гармоничного формирования личности и должно находиться под контролем специалистов.

Рекомендации родителям. Если малыш не начинает говорить к 2 годам, то вам нужно:

Номеровская А.А., ГБУЗ РК РДКБ «Психоневрологическое отделение»

• Понаблюдать за ребенком, обратить внимание на его поведение. Как он играет. Сравнить его со сверстниками. Стремится ли он общаться со взрослыми и другими детьми. Задержка речевого развития может быть и следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонениями в психическом развитии.
• Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
• Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух, т.к. без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
• Провести обследование ребенка, включающее консультации: невролога (имеющего опыт работы с детьми с речевыми нарушениями), психолога, логопеда, сурдолога.
• При выявлении нарушений начать лечение.

Ответить