Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – наиболее распространенное психоневрологическое расстройство у детей и подростков. По данным популяционных исследований СДВГ встречается примерно у 10% детского и 2,5% взрослого населения и чаще диагностируется у пациентов мужского, чем женского пола в соотношении 4:1 среди детей и 1,6:1 среди взрослых.
У многих пациентов симптомы СДВГ отмечаются с возраста 3-4 лет. Прежде всего, это относится к гиперактивности и импульсивности. Но когда ребенок становится старше и поступает в школу, у него возникают дополнительные сложности. Именно в школьные годы становится очевидным нарушение внимания. Кроме того, по сравнению с ровесниками, дети с СДВГ плохо себя ведут и слабо учатся в школе.
К подростковому периоду исчезают яркие проявления гиперактивности, но становятся очевидными отсутствие самостоятельности, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношения со сверстниками, тревожность и низкая самооценка. Одновременно могут наблюдаться нарушения поведения. Хотя СДВГ долгое время рассматривалось как расстройство детского возраста, было установлено, что примерно у 50% пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определенную трансформацию, продолжают отмечаться и во взрослом возрасте.
Возрастные особенности СДВГ отражены в классификации DSM-V [2013]:
- 1. Невнимательность
- — Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за невнимательности, небрежности допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности (например: пропускает буквы или теряет слова при переписывании текста из учебника, забывает написать правильный ответ в тетради к решению задачи).
- — Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, испытывает трудности с концентрацией внимания во время урока, беседы со сверстниками, при длительном чтении).
- — Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь, думает о своем и не всегда может повторить то, что только что сказали на уроке, дома (например, мысли где-то витают даже при отсутствии явного отвлекающего фактора).
- — Часто оказывается не в состоянии выполнять предлагаемые инструкции и не может до конца выполнить уроки, домашнюю работу или обязанности на работе (например, начинает выполнять задание, но быстро теряет фокусирование на нем и легко отвлекается на посторонние вещи).
- — Часто испытывает сложности в организации выполнения заданий и своей активности (например, сложно организовать выполнение задания из последовательных действий, трудно сохранять в порядке материалы и вещи, плохо распределяет время, не укладывается в назначенные сроки).
- — Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнении заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (например, выполнение школьных заданий, домашней работы).
- — Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и дел (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, рабочие бумаги, очки).
- — Легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков это могут быть посторонние мысли).
- — Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение работы по дому, поручений родителей: для старших подростков – ответные звонки родителям, оплата счетов за квартплату, вынос мусора).
- 2. Гиперактивность и импульсивность
- — Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- — Часто встает со своего места в классе, во время уроков, когда нужно оставаться на месте.
- — Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает туда-сюда, куда-то забирается в ситуациях, когда это неприемлемо (примечание: у подростков этот симптом может ограничиваться ощущением беспокойства, невозможности оставаться на месте).
- — Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- — Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, как будто к нему «приклеили мотор» (не способен или ощущает дискомфорт, если требуется спокойно сидеть в течение продолжительного времени).
- — Часто бывает болтливым.
- — Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, не может ждать своей очереди во время разговора).
- — Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- — Часто мешает другим, прерывает их, мешает им (например, вмешивается в беседы, игры, дела; может начать пользоваться вещами других людей, не спросив их разрешения; подростки – могут вмешиваться или начать делать то, что делают другие).
Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к конфликтам в семье. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям. В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.
Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.
Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.
Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.
Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.
Медикаментозное лечение синдрома нарушения внимания с гиперактивностью эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых.
Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.
Номеровская А.А., | Воронова А.В. |
ГБУЗ РК РДКБ «Психоневрологическое отделение» |
Ответить