Заикание у детей
Заикание – сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции. То есть заикание – это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднение в устном общении.
Заикались Мерлин Монро, Уинстон Черчиль, Исаак Ньютон, Сергей Михалков.
Выделяют:
-
клоническое – сопровождается многократным сокращением речевых мышц, приводящих к повторению отдельных звуков и слов (например: т-т-т-т-трава);
-
тоническое – связанное с резким повышением тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например: т-рава);
-
смешанные заикания – тонико-клонические судороги.
Клоническое заикание приводит к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов. Тоническое заикание – это сильное длительное сокращение мыщц, вызывающее задержку речи. При смешанной форме сочетаются оба вида нарушений.
Заикание у детей – непреднамеренные остановки речи, запинки, вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. Заиканием страдают около 2% детей. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
В одном случае, данное состояние вследствие невротических реакций нервной системы, с другой – органическое поражение центральной нервной системы.
Факторы, способствующие возникновению заикания у детей:
-
наследственная предрасположенность (врожденная слабость речевого аппарата);
-
перинатальное поражение центральной нервной системы, сопровождающееся моторным дефицитом.
В нервной системе 3 структуры, контролирующие речь: центр Брока – это центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в артикуляции; центр Вернике – распознает собственную речь и речь окружающих; ассоциативный центр – анализирует, что было сказано и принимает решение о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый «речевой круг». Периодические разрывы речевого круга и лежат в основе заикания. Именно в возрасте 2-5 лет, когда центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего. При перевозбуждении центра Брока (самого мощного из речевых центров) – скорость его работы увеличивается и речевой круг разрывается, т.к. перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, ребенок заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.
Заикание проявляется повторением звуков или слогов, блоки молчания, неестественные растягивания звуков. Заикание часто сопровождается напряжением и тревогой, гримасами, навязчивыми движениями лицевой мускулатуры.
Начальные признаки заикания:
-
часто встречающиеся повторы слов;
-
пролонгированные звуки;
-
избегание ситуаций общения («я не могу этого сказать»);
-
расстроенный вид;
-
напряженность мышц лица и шеи;
-
речь с неожиданным увеличением громкости голоса.
Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемые в последние годы, напрямую связано с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему ребенка. Следует помнить, что процессы созревания коры в основном завершаются к 5-6 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражения может привести к нервному срыву и заиканию у детей.
К непосредственным причинам заикания относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость, во втором – затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания. А также, к возникновению заикания может привести подражание заикающимся, перегрузка сложным речевым материалом и переучивание леворукости.
Коррекция заикания у детей предполагает лечебно-оздоровительную и психолого-педагогическую работу. Это проведение общеукрепляющих процедур: водолечение, физиотерапия, массаж, ЛФК, психотерапия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
При правильной организации помощи у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном и пубертатном возрасте. Наиболее устойчивые результаты отличаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекции работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.
Советы родителям:
-
Разговаривайте с ребенком медленно, четко произнося каждое слово.
-
Говорите на выдохе.
-
Исключите просмотр телевизора и мультфильмов.
-
Старайтесь не вести «взрослые» разговоры в присутствии детей.
-
Ограничить общение с посторонними.
-
Игры с ребенком не должны быть агрессивными.
-
Водные процедуры благотворно влияют на психическое состояние детей. Во время купания придумайте расслабляющие игры – мыльные пузыри, запускайте кораблики.
-
Больше гуляйте.
-
Пойте песни со своим ребенком.
-
Главный момент во время лечения – это любовь и ласка.
Номеровская А.А., | Воронова А.В. |
ГБУЗ РК РДКБ «Психоневрологическое отделение» |
Ответить