Рассматривая  вопрос зубочелюстных аномалий, прежде всего необходимо остановиться на различных видах расщелин неба. Родители малышей с расщелинами должны понимать, что в силу анатомических особенностей  строения ротовой полости, процесс формирования речи будет иметь ряд существенных особенностей. Для речи и нормального звукопроизношения необходима  сформированность речевого (фонационного дыхания), которое  характеризуется резким, коротким вдохом и длительным , плавным выдохом через рот.  При наличии  расщелин  неба  идет значительная утечка воздуха через нос. Это вызывает формирование носового оттенка речи, замены основных групп  звуков гортанными шумами  вследствие компенсаторного движения корня языка назад.

С первых месяцев жизни родители должны так организовать речевое общение с ребенком, чтобы отсутствие полноценных звуков  не мешало правильному формированию речи как системы:  развивался запас представлений и пассивный словарь ребенка, усваивались грамматические  нормы родного языка, была высокой речевая активность малыша. Нельзя ждать, что после проведенных операций ребенок сам начнет чисто говорить. В большинстве случаев к трем- четырем годам дети с расщелинами неба, активно , но невнятно разговаривают фразами.

Системная, длительная логопедическая работа позволяет нормализовать звукопроизношение практически до полной нормы. Дети получают возможность полноценно обучаться в массовых школах.

Первичным этапом коррекционной работы является обязательная постановка правильного выдоха через рот. Этому способствует использование звуковых игрушек (дудочек, губных гармошек…) ,  выдох  через коктейльную  трубочку в  стакан с водой. Необходимо периодически посещать логопеда с раннего возраста жизни ребенка, чтобы наблюдать динамику речевого развития и получать конкретные  индивидуальные задания.

При  различных аномалиях прикуса вопрос правильного  положения мышц языка при произношении( артикуляция) тоже немаловажен. Врач – ортодонт, консультирующий ребенка или подростка , может направить его к логопеду, если возникли сомнения в работе мышц ( толчки, давление на зубные ряды). При этом звуковые характеристики могут быть не нарушены.

В настоящее время есть все возможности грамотного, комплексного подхода к  коррекции  различных видов зубочелюстных и артикуляторных нарушений. Инициатива, грамотность родителей  играют в успешной реабилитации огромную роль.

Врач логопед КРУ «ДКБ»
Вальдес-Акоста О.Д.
Ответить