Важным моментом в коррекции заикания является создание хорошего психологического климата в семье, заинтересованность всех близких ребенку людей в достижении положительного результата лечения. Прежде всего , не нужно постоянно при ребенке обсуждать проблемы его речи, эмоционально реагировать на проявления запинок при общении с ним. Надо постараться создать в семье обстановку максимального душевного комфорта , оберегать подростка , от семейных конфликтов и проблем , в решении которых он не может помочь или участвовать.

Правильное распределение учебной нагрузки, домашних обязанностей , соблюдение режима дня – неотъемлемые условия успешного преодоления заикания. Следует знать, что только комплексный подход дает успешные результаты : это медицинская , психологическая , педагогическая реабилитация заикающегося.

Логопедическая работа подразумевает разноплановые тренировки дыхания , голоса , артикуляции, звукопроизношения, функциональные тренировки речи, целью которых является перевод ранее травмирующей ситуации в разряд обыденной , привычной, закрепление навыков плавной речи в ситуациях, приближенных к жизненным. Эти тренировки , в свою очередь, требуют ненавязчивой , но постоянной опеки ребенка , оказания ему помощи. Родители не только должны быть знакомы с методами и приемами речевой реабилитации, проводимой на занятиях логопедом , но постоянно должны помогать ребенку реализовывать выработанные навыки в общении. В ситуациях ухудшения речи из-за эмоциональных или физических перегрузок, стресса и т. д. , именно близкие должны уметь сразу же успокоить , настроить подростка на преодоление ситуации , использовать облегченные виды речи .К ним относится временное ограничение речи , когда ребенок дает лишь односложные ответы ; шепот, тихая размеренная речь. Подросток уже сознательно может отнестись к необходимому временному ограничению речи. Одной из самых затруднительных ситуаций для заикающегося подростка является необходимость устных ответов у доски. Это почти всегда дополнительный стресс , даже если психологический климат в классе и отношение одноклассников являются благоприятными. Рекомендуется дома проговаривать материал, с которым ребенок будет выступать перед классом или любой другой аудиторией . Обучение приемам монолога , диалога , чтения вслух -задача логопеда . На занятиях идет отработка речи с соблюдением пауз , с контролем темпа, ритма , плавности и т. д. , а вот помощь и контроль за реализацией этих навыков в повседневной жизни, в быту – это задача родителей . Если ваш ребенок чувствует заинтересованность в его успехах , если ваше участие не сводится только к навязчивому контролю( Почему не занимаешься ? Говори , как тебя учили! и т. д .), то отношение к специальным упражнениям и дополнительным заданиям не вызовет негативизма. А ведь активная позиция самого заикающегося во многом и обеспечивает успех. Стремление к успеху , последовательное выполнение лечебных и коррекционных мероприятий , умение психологически верно оценивать и управлять речевой ситуацией- залог положительной динамики и избавления от заикания .

Ответить