Становление речевого общения ребенка со взрослым начинается с эмоционального общения. Оно является основным содержанием взаимоотношений в подготовительный период развития речи – на первом году жизни. В эмоциональном общении со взрослым ребенок реагирует на особенности голоса, интонацию. Во втором полугодии жизни расширяется мир ребенка, общение уже не сводится только к эмоциям, а все больше приобретает характер взаимодействия. На этой основе у малыша развивается понимание слова, фраз. На речь взрослого он отвечает мимикой, жестами, движениями, звуками. Развивается и собственная речевая инициатива ребенка: он привлекает голосовыми реакциями, звукокомплексами внимание к себе, к какому-либо предмету, выражает просьбы. Зарождается намеренная голосовая направленность на другого человека, что по сути предваряет собственно речевое общение.
Столь же важным на первом году жизни является развитие подражательности, т. к. это способствует формированию речевого слуха и произвольности произношения. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые осмысленные слова (примерно 10 -15 ). В возрасте одного года ребенок понимает слово «нельзя», простые просьбы. Примерно в середине второго года жизни появляются первые простейшие предложения, состоящие из двух слов. К концу второго года жизни состав предложения увеличивается до 3-4 слов. Малыш хорошо понимает обращенную речь, значительно обогащается его словарь. Ребенок комбинирует в предложениях вновь усвоенные слова с уже используемыми. Помимо расширения словарного запаса у ребенка происходит в развитии речи важное событие : слова начинают приобретать грамматические формы родного языка. В активной речи к третьему году используется до 400 слов. Необходимо отметить, что индивидуальные различия в развитии речи могут быть значительными. Это зависит от состояния здоровья ребенка, в том числе от наличия (или отсутствия) патологических факторов, повлиявших на внутриутробное развитие или в момент рождения. Важнейшим фактором являются и социальные условия жизни малыша в ранний период. В период от 2 до 3 лет происходит интенсивное усвоение грамматики, которое продолжается и в дальнейшем. Этот период характеризуется также активным словотворчеством ребенка. В речи употребляются все падежные формы, формы глаголов. в состав словаря входят все части речи. Словарь к 4 годам возрастает до 1000 слов. Если по каким-то причинам указанные сроки развития речи значительно запаздывают или ребенок вообще практически не говорит, пользуясь преимущественно мимикой, жестами, нечленораздельными звукосочетаниями, то можно говорить о задержке речевого развития .
Особенность, причины и структуру речевого нарушения определяют специалисты, поэтому родители не должны полагаться на то, что ребенок вдруг заговорит сам через какое-то время, а должны обратиться за консультацией к логопеду. Вопрос раннего обращения за помощью к логопеду или дефектологу играет решающую роль в динамике и результатах коррекционной работы.
Общие рекомендации следующие: активный речевой контакт с ребенком с первых дней жизни, разумное сочетание зрительной и звуковой информации, разучивание стихов и потешек, развивающих слуховое внимание и память, совместные игры и деятельность с малышом, стимулирующие речевую активность и потребность в общении, развитие познавательного интереса ребенка с помощью игр и игрушек.
Врач логопед КРУ «ДКБ»
|
Вальдес-Акоста О.Д.
|
Ответить