Под специфическими терминами скрываются знакомые многим родителям и учителям ошибки письма и чтения.

ДИСГРАФИЯ (нарушение письма) занимает заметное место среди других нарушений. Она затрудняет овладение грамотой, снижает успеваемость и интерес к учебе, на более поздних этапах обучения (после 5 класса) ставится диагноз ДИЗОРФОГРАФИЯ. Это трудности с усвоением грамматики, синтаксиса и пунктуации. Некоторые учителя считают специфические ошибки своих учеников необъяснимой нелепостью, часто ссылаются родителям на невнимательность, лень, небрежность. Проблема же оказывается куда серьезней. Эти нарушения обусловлены несформированностью  фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Ученик плохо различает звонкость и глухость согласных, их твердость и мягкость, с трудом улавливает количество слов в предложении, выделяет его грамматическую основу, плохо понимает и использует особенности употребления падежей, согласования существительных с прилагательными, числительными и т.д. Характер нарушений определяет и ошибки при дисграфии: пропуски гласных и согласных букв, перестановки их в словах, пропуски и перестановки слогов, недописывание, наличие лишних букв, слогов. Это результаты непрочного усвоения звуко-буквенного анализа, слоговой структуры слов. Проблемой является применение учениками правил, которые, казалось бы, прочно усвоены. На самом деле они заучиваются формально, без понимания сути. Если нет навыка выделять ударный гласный звук в слове, как можно найти безударную позицию? А недостаточно развитый словарный запас  не позволит найти проверочное слово из группы родственных. Если ребенок испытывает трудности при словоизменении, то применение правил употребления приставок, суффиксов, особенности написания окончаний  также оказываются недоступными. ДИСЛЕКСИЯ включает в себя различные расстройства процесса чтения. При обучении чтению родители и педагоги неизбежно сталкиваются с трудностями в усвоении букв, чтении разных типов слогов, угадыванием, с побуквенным чтением вместо послогового, низкой техникой. Но это должно насторожить лишь в том случае, если подобные сложности значительно растягиваются во времени и обучение чтению не дает устойчивых результатов. Дети с дислексией могут испытывать страх перед чтением, т.к. процесс не только сопровождается психологическим напряжением, но и не приносит полезного результата, поскольку смысл прочитанного плохо осознается. Как следствие возникают трудности с пересказом. Все это приводит к утрате интереса к учебе и даже сказывается на школьной дисциплине.

Старшие дошкольники, испытывающие трудности звуко- буквенного анализа при обучении грамоте, оказываются в группе риска.

Педагоги и родители, отмечающие слабую динамику в усвоении грамоты, должны проанализировать характер этих сложностей: ребенок не выделяет гласные из состава слова, не может определить место данного звука в слове, испытывает затруднения с запоминанием букв, их написанием и т.д. Это повод  посетить логопеда, даже если у ребенка нет явных , как кажется, нарушений устной речи.

Азы успешного обучения закладываются не в 5-6 лет, а значительно раньше — до трех лет, когда идет процесс формирования речевой системы. В 3 года ребенок без речевых проблем должен разговаривать фразовой речью, декламировать стихи, иметь довольно широкий запас представлений об окружающем мире, задавать взрослым много вопросов, т.е демонстрировать активный познавательный интерес.

Ребенок в этом возрасте проявляет интерес к книгам, которые ему читают родители, демонстрирует приоритет к определенным сказкам и стихам, т.е. выделяет «любимые».

Наличие звукопроизносительных ошибок, которые еще встречаются в этом возрасте, не является препятствием к вышесказанному. А вот отсутствие речи в 3 года- это тревожный симптом.

Уважаемые родители, задумайтесь: какое количество речевой (вербальной) информации получает ваш ребенок. Не подменяется ли она только зрительными впечатлениями и узкой сферой исключительно бытового общения.

Врач логопед КРУ «ДКБ»
Вальдес-Акоста О.Д.
Ответить