За  последние  годы  увеличилось  число  речевой  патологии.  Существуют  нормы  развития  речи ,  которые  должны  знать  родители,  чтобы  вовремя  начать  коррекцию  или  получить  необходимую  консультацию   логопеда.  В  год  ребенок  должен  говорить  10- 15  слов,  к  двум  годам  уже  сформированы  навыки  фразовой  речи,  а  в  3  года  ребенок  имеет  высокую  речевую  активность        (  малыш-  «  почемучка») ,  словарь  порядка  3000 слов.  Но  даже  в  раннем  возрасте  определенные  симптомы  должны  насторожить  мам и пап.  Комплекс  приведенных  ниже  признаков,  поможет  в самом  раннем  возрасте  обратить  внимание  на  формирование  речевых  навыков  и предотвратить  развитие  тяжелых  нарушений  речи.

К  концу 1- го месяца никогда не кричит перед кормлением.

К  концу 2- го месяца не произносит гортанные звукосочетания типа «эхе», «экхе»…

К  концу 3- го месяца не начинает произносить протяжные сочетания типа « эй», « вэ»…

К  концу 4- го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают.

К  концу 5- го месяца не произносит отдельные звуки и слоги( да-да-да..ва-па..), не пытается, находясь на руках у взрослого, отыскивать глазами предметы, которые тот называет.

На  6-7 месяце жизни ребенок не начинает лепетать, выговаривать  сочетания звуков, повторяя их многократно.

К  концу 7- го месяца  не пытается привлечь к себе внимание  какими- либо определенными звуками.

К  концу 8-го  месяца  не умеет шептать.

К  концу 9 –го месяца не способен повторить за взрослым звукосочетания и слоги (6-8) типа «тик-так», « бух», «кап-кап»…

К  концу 10-го месяца  не может помотать головой в знак отрицания ( нет) или помахать рукой в знак прощания.

К  1 году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы ( например: Дай мячик). Не произносит осмысленно определенные звуки и слоги, соотнося их с конкретным человеком, действием или предметом.

К  1г. 4 мес. не может адекватно употребить слова (мама, папа, дай, на, нет..)

К  1г. 8 мес.  не произносит осмысленных слов, не может показать части тела.

К  2- 2,5 годам не строит короткие фразы из 2-3 слов, не понимает разницу между словами                       « большой- маленький», не появляются слова « я , ты, мне..) Запас слов менее 300.

К  3- 3,5 годам не пользуется законченными предложениями из 5-8 слов,не может ответить, как его зовут,  неправильно использует ед.- мн. число, настоящее- прошедшее время, не употребляет простые предлоги.

К  4 годам не может рассказать, что видел или слышал, не запоминает небольшие стихотворения, не знает свою фамилию, имена родителей, не запоминает названия цветов и деревьев, не может назвать особенности внешнего вида животного, не понимает « слева, налево, справа, направо».Имеет запас менее 3000 слов, имеет стойкие ошибки словообразования( домёнок- домик, розка- розочка..).

К 5 годам не произносит правильно все звуки, не пересказывает сказки и короткие рассказы, Словарный запас менее 3500 слов.

Если  один  или  несколько  вышеперечисленных  признаков  имеются  у  вашего  ребенка,  необходимую  консультацию Вы можете  получить  у  логопеда в ЛПУ по месту жительства,а также в КРУ  “Детская  клиническая  больница”.

Ответить