Левшество — преимущественное выполнение действий левой рукой. Современная наука не дает точного ответа о причинах леворукости, но известно, что она обусловлена спецификой функционирования полушарий головного мозга. Общераспространенными являются два противоположных мнения: левша – человек со сложным характером и низкими способностями и левшество- признак гениальности и уникальных возможностей. Ни то, ни другое мнение не является верным, т.к. среди леворуких людей есть и бездарные и талантливые, как и среди праворуких. Другое дело, что левшество подразумевает наличие дополнительных стрессов, поскольку наш мир устроен и приспособлен под праворуких, начиная от дверной ручки и клавиатуры компьютера и до сложнейших станков. Это, так называемый декстра-стресс. Поэтому среди левшей процент людей с неврозами, нарушениями речи, например, заиканием, действительно выше. В связи с этим часто возникает вопрос: нужно ли переучивать левшу? Ответ однозначный и категоричный: НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!
Леворукость биологически обусловлена, поэтому переучивание не сломает биологическую природу, а только переведет ее в скрытую форму, создаст дополнительные стрессы и только усугубит процесс адаптации человека в мире. Леворукость — индивидуальный вариант нормы!
Ведущая рука определяется к 4-5 годам жизни. У детей – левшей может наблюдаться дефицит зрительно-пространственного восприятия, моторной координации (точности, ловкости движений, особенно мелкой моторики), зрительно-моторных связей, нередки и речевые нарушения. В связи с этим встает вопрос об особенностях развития и подготовки дошкольника к обучению. Задачей подготовки к школе является не дублирование учебной программы, а развитие процессов, которые позволят усвоить любую учебную программу. Важно подготовить руку к письму, развить речевой (фонематический) слух, научить звуко-буквенному анализу слов, развить словарный запас, исправить нарушения звукопроизношения.
Для развития звукового анализа слов необходимо учить ребенка слышать и различать гласные и согласные звуки, различать твердое и мягкое звучание согласных, глухое и звонкое, уметь определять место звука в слове, подсчитывать количество звуков и букв в словах, различать ударные и безударные гласные, учить составлять слова из слогов и звуков.
Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения тонкой координации. Учите малыша рисовать простые фигуры и линии, водя карандаш его рукой, это позволит быстрее запомнить стереотипы основных движений, обводите вместе с ним контуры фигур, дорожки, лабиринты, учите штриховке, затем срисовыванию по образцам, не бойтесь дать ребенку акварельные краски, учите проводить кисточкой линии, ставить точки и т.д.
Для развития моторики рук очень полезна пальчиковая гимнастика: выполнение пальчиками фигур, теневой театр. Учите ребенка лепить из пластилина, конструировать, складывать фигуры из бумаги, узоры из мозаики, шнуровать, застегивать пуговицы, завязывать узелки и бантики.
Для развития пространственного восприятия учите ориентироваться в схеме тела, пространстве комнаты, дома, улицы, на листе бумаги в клеточку и линейку. Обязательным условием при обучении грамоте является сохранное звукопроизношение. К трем годам ребенок уже пользуется фразовой речью и имеет в активном словаре до 1000 слов, а произношение звуков без фонетических дефектов окончательно формируется к пяти годам. При наличии речевых нарушений необходимо вовремя получить консультацию логопеда и пройти коррекцию.
Если в дошкольном возрасте ребенок – левша развивает свои моторные возможности и взрослые не препятствуют, а помогают освоиться в праворуком мире, процесс адаптации к школьной жизни проходит значительно быстрее и проще.
Главный внештатный логопед МЗ Республики Крым Вальдес Акоста О.Д.
Ответить
Ответить