од аутизмом в широком смысле понимается явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Родителей чаще всего тревожат следующие особенности поведения ребенка: стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими, нежелание и неспособность играть вместе с другими детьми, отсутствие живого интереса к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия и самоагрессия, нарастающая с возрастом задержка речевого развития.
У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств. У одних детей наблюдается почти полное отсутствие речи. Иногда, спонтанно, чаще при эмоциональном возбуждении, ребенок произносит редкие слова и даже короткие фразы.
У других детей есть небольшой набор стереотипных коротких фраз, цитат из книг, эхолалий ( повтор вопросов, слов, фраз), которые иногда уместно, иногда невпопад комментируют реальную ситуацию или выражают определенную просьбу. Чаще же всего потребности выражаются криком или жестами.
Родители некоторых детей жалуются на неспособность к диалогу (ребенок как бы не слышит собеседника), но при этом он пользуется развернутой речью. Ребенок способен даже цитировать страницами любимые книги, длительно рассуждать на излюбленную тему. При этом речь торопливая, нечеткая со своеобразной интонацией, иногда не соответствующей смыслу произносимого.
Еще одной особенностью является тихая нечеткая речь с эхолалиями, отсроченными по времени. Ребенок общается речью, но для него труден пересказ. А часто создается впечатление, что он не понимает простую инструкцию. На задевшую же его эмоциональную ситуацию, он может дать моментальную живую реакцию.
При всей разнице проявления речевых нарушений у детей с разными вариантами синдрома у всех встречается недостаточность понимания, осмысления речи, связанная с нарушением коммуникации. Развитие понимания речи — это одна из основных коррекционных задач, решаемая логопедами совместно с родителями и близкими ребенка.
Главный внештатный логопед МЗ Республики Крым Вальдес Акоста О.Д.
Ответить
Ответить