Головная боль (ГБ) в практике невролога встречается часто. Анализируя ее происхождение, доктор традиционно разделяет ГБ по течению на острую и хроническую (рецидивирующую).
Острая нарастающая ГБ может указывать на возможность опасного для жизни заболевания и требовать экстренного обследования и лечения. Например, ГБ при заболевании глаз, ушей, субарахноидальном кровоизлиянии, общеинфекционных процессах (самой частой причиной острой ГБ у детей являются острые респираторные вирусные инфекции). Поэтому при первичном обращении к врачу с жалобами на головную боль необходимо, по крайней мере, ребенку измерить температуру. Следует помнить, что остро возникшая или нарастающая по интенсивности ГБ значительно чаще указывает на серьезное и даже опасное для жизни заболевание (менингит, субарахноидальное кровоизлияние, опухоль мозга и др.), чем постоянная или периодически повторяющаяся хроническая ГБ.
Наибольшие трудности вызывают повторяющиеся головные боли у детей, при которых в отличие от острых ГБ не сразу можно поставить диагноз и определить тактику лечения ребенка даже при повторных обращениях к врачу.
Рецидивирующие ГБ являются одной из наиболее частых жалоб среди школьников и подростков. Более того, первичными головными болями не так уж и редко страдают дети дошкольного возраста. Хроническая, периодически повторяющаяся ГБ чаще всего не опасна для жизни, она не требует проведения экстренных диагностических мероприятий, как вторичная головная боль у детей, но доставляет истинные страдания ребенку, существенно ухудшая качество жизни.
Головную боль делят на первичную, при которой она является ядром клинической картины, и вторичную, где она является симптомом другого заболевания.
К первичным головным болям относятся:
1. Мигрень.
2. Головная боль напряжения.
3. Пучковая (кластерная) головная боль и другие тригеминальные вегетативные (автономные) цефалгии.
4. Другие первичные головные боли.
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ
Головные боли напряжения (ГБН) — наиболее часто встречающиеся среди первичных головных болей у детей. По разным данным исследователей, распространенность ГБН у детей школьного возраста составляет от 50 до70 %.
Ранее ГБН называли стрессорными головными болями, идиопатическими, эссенциальными, простыми, головными болями напряжения мышц, «невротической каской».
Среди причин ГБН у детей доминируют реакция на психосоциальный стресс и аффективные состояния (тревога и депрессия). При этом депрессия может быть клинически не выражена, а представлена в атипичной форме. Социальные факторы (неурядицы и конфликты в школе, семье) играют драматическую роль в возникновении и поддержании ГБН. Психическое напряжение сопровождается повышением тонуса лобных, височных, затылочных, трапециевидных мышц. Напряженные мышцы спазмируют расположенные в них сосуды, что приводит к ишемии и отеку и усиливает болевые ощущения.
Другой механизм возникновения ГБН при антефизиологических позах: длительная работа с компьютером, неудобный рабочий стол, парта, не соответствующая росту, неправильно подобранные очки или контактные линзы при астигматизме, неоткорректированное зрение и др. При этом в напряжении находятся глазные мышцы, шеи, мышцы скальпового апоневроза. Для некоторых исследователей это дало основание называть такие головные боли школьными или «отраженными». Подобного вида ГБН могут вызвать длительно сохраняющиеся неудобные позы во время сна. Как правило, причин головной боли у каждого больного бывает несколько, причем возможны любые их сочетания.
Клиническая картина ГБН практически всегда полиморфна и редко проявляется исключительно головными болями. У больных наблюдаются боли в сердце, животе, шее, спине, суставах. Болевой синдром нередко сопровождается страхом, раздражительностью, повышенной потливостью, неустойчивостью артериального давления. Нередко в подобных случаях у детей и подростков первыми жалобами, помимо боли, являются жалобы на постоянное чувство усталости, быструю утомляемость, нарушение сна и аппетита и др. К факторам, провоцирующим очередное усиление ГБН, относятся смена погоды, сильный ветер, вынужденное голодание, работа в душном помещении, бессонные ночи, прием алкоголя и токсических напитков, длительное физическое и умственное перенапряжение.
Среди психопатологических проявлений ГБН лидируют тревожно-депрессивные расстройства, могут наблюдаться ипохондрические черты личности. Очень часто эти расстройства передаются ребенку от окружающих его родственников. Важную роль в постановке диагноза играют жалобы и целенаправленный сбор анамнеза, что позволяет выявить источник возникновения и поддержания стрессовой ситуации. Существует так называемое «болевое» воспитание в семье. При повышенном внимании к боли и болезни в семье вообще (часто это бывает при наличии больных родственников), при частом обсуждении этой проблемы, при переживании ребенком каких-либо эпизодов сильной боли в сочетании с эмоциональным стрессом может сформироваться так называемая «болевая личность», которая боится и не терпит любой, даже самой умеренной боли. Другая сторона этой проблемы — использование боли, а затем и болезни в целом для привлечения к себе внимания окружающих.
К сожалению, в большинстве случаев дети, как и взрослое население, страдают головной болью напряжения. И чаще всего виновники этого — именно те, кто должны стоять на страже здоровья детей: семья и школа. Ссоры родителей, неумение понять ребенка и предотвратить неприятности, возникающие в школе и при общении со сверстниками, очень часто провоцируют стрессовое состояние ребенка с последующим возникновением головной боли напряжения. Поэтому во многих странах с такими пациентами работают психологи. В нашей стране это не так широко распространено и популярно. И родители все силы отдают поиску «волшебного» лекарства, которое бы могло вылечить ребенка, а заодно снять все проблемы, накопившиеся в семье.
Интересно отметить, что медики, занимающиеся проблемой головной боли у детей, давно отметили существование так называемой «боли 8 сентября». Обычно она напоминает головную боль напряжения: стягивающая, сжимающая голову, как тиски, без четкой локализации или проявляющаяся тяжестью в голове. В данном случае эффективными терапевтическими мероприятиями являются правильный режим дня, полноценный сон, игры на воздухе. Необходимо также, чтобы ребенок доверял вам, и вы вовремя могли бы выяснить, нет ли в школе эмоциональных проблем, конфликтных ситуаций, которые ребенок не может разрешить самостоятельно и которые могут спровоцировать приступы.
Подход к лечению эпизодических и хронических ГБН различен. При редких эпизодических ГБН наиболее привлекательными являются курсы расслабляющего массажа, лечебной гимнастики, методики релаксации. Для профилактики редких ГБН назначение курсов фармакотерапии нецелесообразно. И только в тех случаях, когда эпизодические ГБН могут нарушать социальную адаптацию ребенка, можно прибегнуть к целенаправленному фармакологическому лечению, которое в каждом конкретном случае определяет врач. Эпизодические ГБН хорошо снимаются приемом НПВС или комбинированными анальгетиками. При частых эпизодах ГБН целесообразно проводить периодические курсы расслабляющего массажа головы и воротниковой зоны, аутогенной тренировки, лечебной физкультуры, физио- и рефлексотерапии. Весьма эффективны курсы психотерапии.
N.B! Во всех случаях возникновения головной боли обращайтесь к врачу, это сохранит ваше здоровье.
Ответить
Ответить